(812) 979-15-15
(812) 642-03-31
8(911) 198-61-56
box-piter@mail.ru

Страница Сергея Зелинского В.Контакте!
Школа бокса Сергея Зелинского
Бойцовский клуб
Боксинг-терапия (Boxing-терапия) С.А. Зелинского
Авторские методики. Боксинг-терапия
Боксинг-терапия (Boxing-терапия) С.А. Зелинского
Краткое изложение
Лишь тот, кто не знает бокса, может отождествлять бокс с дракой. Человек, не знающий сущности бокса, видит только его внешнюю сторону, которая может у него вызывать неприятное впечатление. Такой человек не понимает внутреннего содержания бокса, требующего большого умственного и физического напряжения, когда противники стремятся превзойти друг друга, превращая бокс в тонкое и умное соревнование, где побеждает сильная воля и лучшая техника. (А.И.Степанов, 1953).
Арсенал ударов в боксе невелик. Их всего шесть: прямой или кросс, боковой или хук и удар снизу — апперкот. Все три удара наносятся как левой, так и правой рукой. Вот и получается — шесть. Но вариантов их применения — бесконечное множество. Удары могут быть одиночными, повторными, двойными, серийными и так далее. И в этом есть большое сходство бокса с шахматами. Ведь в шахматах всего шестнадцать фигур на каждой стороне, но вот уже более тысячи лет люди играют в шахматы и находят все новые и новые варианты защиты и нападения. (Ф.Батлер, 1992).
Содержание.
1. Вступление.
2. Основные характеристики метода боксинг-терапия.
3. Основные преимущества метода боксинг-терапия.
4. Методика.
5. Группы. Психологическое направление.
5.1. Групповые занятия по методу боксинг-терапия. Психологическое направление.
5.2. Психологические правила для тренера-психолога при проведении групповых занятий.
5.3. Психологические феномены, проявляющиеся при групповых занятиях.
5.4. Некоторая специфика психологии масс.
6. Группы. Спортивные занятия.
6.1. Особенности проведения групповых спортивных тренировок по методу боксинг-терапия.
6.2. Некоторые особенности занятий по методу боксинг-терапия. Спортивное направление.
6.3. Примерная схема тренировки.
6.4. Особенности построения отдельных занятий.
6.5. Основы методики преподавания.
6.6. Основные способы преподавания приемов.
6.7. Последовательность обучения навыкам по методу боксинг-терапия.
6.8. Основные методы обучения.
7. Некоторые особенности физиологии движений.
8. Некоторые рекомендации тренерам-психологам по методу боксинг-терапия:
(или на что тренеру следует обратить внимание в обучении).
9. Некоторые рекомендации ученикам при тренировках по методу боксинг-терапия, или Памятка ученику.
10. Психологическое направление индивидуальной работы.
11. Теория гипноза.
12. Теория манипулирования.
13. Общие рекомендации в работе тренера-психолога.
14. Некоторые психологические приемы для повышения качества работы тренера-психолога.
14.1. Психологические приемы С.А.Зелинского.
14.1.1. Манипуляции сознанием (С.А.Зелинский, 2003).
14.1.2. Способы манипулирования психическим сознанием человека (С.А.Зелинский, 2008).
14.1.3. Психологические приемы манипулятивной подачи информации. (С.А.Зелинский, 2009).
14.2. Рекомендации по работе с пациентами, имеющий высокий социальный статус.
14.3. Психологические приемы и правила, используемые в работе тренера-психолога.
14.4. Психологические особенности общения в работе тренера-психолога.
15. Аутотренинг, или психическая саморегуляция.
16. Примеры из практики.
17. Заключение.
18. Список источников.
В силу представленного объема (полное изложение метода боксинг-терапия занимает около 200 страниц текста) схематично обозначим рассматриваемые в нашем методе положения.
1. Вступление.
Боксинг-терапия — новое, авторское, направление как в терапии, так и в преподавании бокса. Во время занятий т.н. терапевтическим боксом у человека снимаются психологические комплексы, появляется уверенность в себе, воспитывается воля и характер, человек начинает увереннее смотреть на мир, а значит и избавляется от симптоматики нервных заболеваний (пограничных расстройств личности).
Тренировки по боксинг-терапии имеют свои эксклюзивные особенности. Прежде всего обратим внимание, что сами по себе занятия боксом еще не оказывают психотерапевтический эффект. На первое место выходит методика преподавания. Поэтому нами был разработан метод преподавания бокса вылившийся в особое направление, названное нами боксинг-терапия. Основное отличие базируется в подходе: согласно методу боксинг-терапия — бокс преподается в спортивно-оздоровительном варианте, т.е. в отличие от чисто спортивного варианта не ставится цель участия в соревнованиях. Отсюда и принципиальная разница в методике преподавания.
В преподавании по методу боксинг-терапия изучаются те же приемы бокса (удары, защиты, передвижения; техника и тактика; подготовительные, физические и специально-физические упражнения и т.п.), как и в спортивном направлении. Но так как отсутствует проверка знаний через участие в соревновании, то изначально снимается излишняя психологическая нагрузка, и что самое главное — исключаются любые ограничения для начала занятий. Поэтому приступать к тренировкам боксом по нашей методике можно не только в любом возрасте, но и с любыми ограничениями по здоровью (особенно когда такие ограничения закрывают дорогу в «большой спорт»).
Еще одним принципиальным отличием нашей методики является исключительно психологический подход, предусматривающий у тренера, помимо специальных педагогических, еще и наличие психологических знаний, позволяющих преподавателю лучше понимать своих учеников. Поэтому и тренеры по методу боксинг-терапия называются не просто тренеры, а тренеры-психологи.
В преподавании спортивно-оздоровительного (терапевтического) направления бокса педагогика (владение приемами бокса и знание методик преподавания) и психология (глубинная психология) представлены в равнозначных позициях, а в ряде позиций психология и превалирует. Для тренеров знание методики спортивной подготовки по боксу важно, так как члены секции занимаются боксом и должны успешно овладеть всеми навыками этого единоборства. А знание психологии важно, так как члены секции спортивно-оздоровительного бокса отличаются от просто спортсменов, ставящих для себя задачу достигнуть высокого спортивного результата. И отличаются они помимо прочего, возрастом начала занятий (в спорте новичками обычно являются дети 9-10 лет, в нашем направлении новичками являются взрослые 20-30-40 а то и больше лет), а также в ряде случаев наличием различных внутренних комплексов (повышенная тревожность, волнение, страх, неуверенность и т.п.).
Занятия таким спортом как бокс — это умение в наикратчайший срок принимать решение, это смелость, решительность, исключительная уверенность в себе. Зачастую подобные качества отсутствуют у большинства не спортсменов. Но в том-то и преимущества занятий по нашей методике — что в процессе тренировок занимающийся обретает все раннее перечисленные качества.
Кроме того следует обратить внимание, что психологические знания тренера необходимы вследствие еще одной особенности занимающейся боксинг-терапией из числа т.н. обеспеченных слоев населения. Дело все в том, что определенная часть таких людей выросла в семьях без излишнего финансового достатка, а после, начав заниматься бизнесом или удачно продвигаясь по службе, обрели финансовую состоятельность. Данный факт в ряде случаев послужил одной из причин развития у этих людей невротической симптоматики. Опередив по финансовой состоятельности знакомых из своего бывшего социального круга, эти люди перешли на другой социальный уровень лишь материально, тогда как психологически оказались не готовы к внезапной финансовой обеспеченности. В результате чего у таких людей стало развиваться чувство вины и страх (страх и чувство вины является следствием невроза); причем страх появляется вследствие бессознательного опасения лишиться нового заработка, а значит вновь скатиться в категорию малообеспеченных сограждан, к которой они принадлежали раньше. И это еще один повод выбрать именно метод боксинг-терапия, так как наши занятия дают возможность через занятия боксом обрести уверенность в себе, а значит и душевное (психическое) здоровье.
Кроме того, в обычную секцию бокса такие люди пойти не могут. Ведь помимо получения навыков бокса важной составляющей является и психологическая сторона вопроса. Когда человека умеют слушать и при необходимости дать психологический совет — очень важно. Поэтому, помимо знания методики преподавания бокса, у тренеров по боксинг-терапии должны быть знания по психологии и психотерапии. Только в таком случае будет достигнуто наивысшая степень доверия между тренером и учеником, когда начинает играть существенную роль фактор внушения слов и действий тренера со стороны ученика.
И когда наблюдается подобное, то научение технике бокса происходят за наикратчайший срок. Причем заметно уменьшенный срок овладения навыками бокса и спортивное совершенствование является еще одним кардинальным отличием тренировок по нашей методике в отличие от традиционного (спортивного) преподавания бокса, где более-менее устойчивые навыки появляются лишь через годы упорных занятий. Если провести аналогию между преподаванием спортивного бокса и бокса терапевтического, то за 18 лет преподавания бокса по нашему методу мы можем сделать вывод, что это отношение в среднем где-то 7 к 1. Другими словами, через 2-3 месяца занятий (с абсолютно нулевого уровня в возрасте 30-40 лет) можно уверенно (успешно и эффективно) противостоять даже более молодым соперникам из тех, кто занимался около года в другой секции бокса.
Еще одним отличием является собственно направление психологических знаний. В нашей методике боксинг-терапии мы отталкиваемся не просто от общей психологии (которую учат в большинстве вузов страны), а от глубинной психологии (отличие в том, что в глубинной психологии выделяется роль подсознания, и психика изучается глубже, а не скользит по поверхности сознания как в общей психологии).
Также в методе боксинг-терапия нами были использованы такие направления психотерапии, как гипнотерапия, динамическая психотерапия, рациональная психотерапия, аутотренинг, и ряд других направлений психотерапии.
Кроме того, говоря об отличии нашего метода от остальных, следует отметить важность искреннего желания пациентов к изменениям. Зачастую к моменту обращения к методу боксинг-терапия наши ученики обычно уже перепробовали множество других методик, на первый взгляд более легких. Но легкость еще не значит эффективность. Поэтому к определенным трудностям занятий по методу боксинг-терапия относится то, что это в первую очередь труд, и желание самого человека к изменениям. Т.е. помимо желания ученика-пациента к излечению и ожидаемым изменениям в жизни (такое желание есть почти у всех, кто обращается к любому методу психотерапии) от человека требуется еще и усиленная самостоятельная работа. Вот почему в наш метод помимо других направлений психотерапии входит также и аутотренинг (нами были разработаны ряд методов психической саморегуляции-аутотренинга, методов вхождения в гипнотический транс). А метод боксинг-терапия наряду с методом обучения противодействию манипулятивному влиянию на психику индивида и масс входит в еще один разработанный нами метод — метод сознательно-бессознательной саморегуляции.
Таким образом можно сделать общий вывод: в результате занятий боксинг-терапией С.А.Зелинского снимаются внутренние комплексы, происходит воспитание воли, характера, уверенности в себе, исчезает страх, сомнения, беспокойство, неуверенность, человек научается психопрограммировать собственную жизнь; кроме того, за минимально короткий срок происходит овладение навыками ведения поединка в целом, и навыками бокса в частности.
2. Основные характеристики метода боксинг-терапия:
1. Отсутствие соревнований.
2. Возможность начала тренировок по боксу в любом возрасте и без ограничений по здоровью.
3. Преподавателем в секции спортивно-оздоровительного бокса является не просто тренер, а тренер-психолог (т.е. тренер-психолог наряду со знанием методики проведения тренировок по боксу обладает еще и высокими психологическими и психотерапевтическими знаниями, и имеет высшее психолого-педагогическое образование).
4. Срок овладения навыками бокса в семь раз быстрее, в сравнении с распространенными методиками преподавания.
5. Метод боксинг-терапия базируется на таком разделе психологии как глубинная психология, т.е. в нашем методе мы уделяем основное внимание подсознанию (бессознательному психики), анализируя истоки причин, а не скользя по поверхности сознания как в общей психологии, принятой для научения в большинстве вузов.
6. В психологическом аспекте метод боксинг-терапия помимо наших собственных наработок отталкивается от таких направлений психотерапии, как гипнотерапия, динамическая психотерапия, рациональная психотерапия, аутотренинг, и некоторых других направлений психотерапии.
7. Важный аспект начала работы — искренне желание самого человека к изменениям. В нашем методе большое значение имеет самостоятельная работа пациента, ведь это не просто психотерапия, а боксинг-терапия, т.е. обретение себя через занятия боксом, через труд, через выполнение физических нагрузок (благотворно влияющих на психическое здоровье).
8. Наряду с разработанным нами методом обучения противодействию манипулятивному влиянию на психику индивида и масс — метод боксинг-терапия входит в еще один разработанный нами метод — метод сознательно-бессознательной саморегуляции.
9. Метод боксинг-терапия создан с учетом всех последних достижений науки, а автор метода С.А.Зелинский является не только высококвалифицированным спортсменом (мастером спорта международного класса, неоднократным чемпионом мира), но и тренером (в должности главного тренера военного вуза воспитавшим более десяти мастеров спорта, победителей крупнейших российских соревнований), ученым-психологом и педагогом, преподавателем психолого-педагогического факультета Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования и преподавателем Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, экспертом ЮНЕСКО в России, членом Союза журналистов РФ и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, членом Российской Психотерапевтической Ассоциации при Минздраве РФ, автором нескольких научных книг.
Кроме того, методика преподавания С.А.Зелинского по методу боксинг-терапия легла в основу кандидатской диссертации, а также курсов 2-х годичной профессиональной переподготовки в высших учебных заведения по программе подготовки тренеров-психологов по боксу.
3. Основные преимущества метода боксинг-терапия:
1. Можно начинать заниматься в любом возрасте.
2. Для занятий нет ограничений по здоровью.
3. Происходит излечение от симптоматики нервных заболеваний (невроз, истерия, беспокойство, чувство вины, страх и т.п., т.е. снимаются внутренние комплексы и зажимы души).
4. Воспитывается воля, характер, уверенность, сила, ловкость, координация, другие физические качества; нормализуется вес тела.
5. В семь раз быстрее происходит овладение навыками ведения поединка.
4. Методика.
В работе тренера-психолога по методу боксинг-терапии используется два направления тренинга: психологический тренинг и спортивный тренинг. В свою очередь и то и другое направление делится на работу по индивидуальному плану (индивидуальные тренировки) и групповые занятия.
Наибольший интерес своим — порой кардинальным — отличием от распространенных методик тренировок представляет психологический аспект подготовки. Связано это с новизной данного подхода, ибо все, что существовало ранее (до разработки метода боксинг-терапии) — было направлено на подготовку (и психологическую и спортивную) спортсмена. Тогда как современные реалии открыли спрос к изучению бокса у людей, которые не ставят для себя целей участвовать в соревнованиях и добиваться побед на ринге. Кроме того, основная категория желающих уже перешагнула 30-летнюю отметку (тогда как 25 лет уже считается критическим возрастом для спортсмена-олимпийца).
Таким образом, все существующие ныне программы подготовки были ориентированы исключительно на спорт, а значит оказались не приспособленными к современным реалиям, где существует огромное количество людей (их в разы больше чем спортсменов), желающих заниматься спортом, но в категории «для себя», а не для спортивных результатов (достижение которых в силу различных причин затруднено или невозможно).
Кроме того, в результате смены общественно-социальной формации и перехода на рыночные экономические отношения в обществе увеличилось число людей, пребывающих в пограничных психических состояниях. Участились стрессы, а значит и появились люди, у которых по ряду причин нарушен процесс биологической саморегуляции. Т.е. в норме мозг сам справляется с опасностью в виде стрессов и проч. А если мозг справляется не в полной мере — то психика таких лиц находится в пограничных состояниях, когда индивид балансирует между психическим отклонением и нормой. Отсюда повышение уровня тревожности в обществе, развитие истерии, беспокойство, чувство вины и проч., что может быть объединено под общей симптоматикой нервных расстройств и находится в ведении психологов или психотерапевтов (т.н. малая психиатрия).
Поэтому одним из эффективных средств избавления от симптоматики нервных является наш психотерапевтический метод — боксинг-терапия, где психологические и психотерапевтические методы работы сочетаются с методами спортивно-оздоровительных тренировок.
5. Группы. Психологическое направление.
5.1. Групповые занятия по методу боксинг-терапия. Психологическое направление.
Психологический климат во время спортивных занятий строится особым образом.
Для повышения тренировочного эффекта тренер-психолог должен:
а) обладать авторитетом среди учеников;
б) общаться с учениками при групповых занятиях — в соответствии с основными принципами массовой психологии, учитывая что, чем больше состав группы, тем легче проявляются такие специфические свойства массы, как подражание, заражаемость, внушаемость.
5.2. Психологические правила для тренера-психолога при проведении групповых занятий:
1. Помнить, что бессознательно каждый член группы ассоциирует тренера (тренер = вождь группы) с отцом.
2. Во время занятий тренеру необходимо общаться с участниками группы строго, четко, конкретно, громким и уверенным голосом без лишних объяснений и в приказном порядке отдавая команды к выполнению того или иного технического действия.
3. Тренеру необходимо обязательно на личном примере показывать выполнение задаваемых им для отработки технических действий.
4. Тренер-психолог должен быть всегда уверен в себе, в своих силах, знаниях, своем превосходстве (физическом, технико-тактическом, психологическом) над учениками.
5. Несмотря на директивный тон общения и демонстрируемую властность, тренеру-психологу необходимо создавать видимость любви к каждому члену группы.
6. Периодически тренеру необходимо давать на занятиях очень сложный (и новый) материал, чтобы членам группы бессознательно не казалось, что они уже все знают, ничему тренер их не научит, и все у них получается.
7. Во время проведения занятий тренеру следует руководить группой методом «кнута и пряника» в соответствие с бессознательным проявлением характера отца в архетипах бессознательного массовой психики (отец строгий, но справедливый, нашалили — поругает, но если заслужили — не поскупится на щедрость и доброту).
8. Периодически тренеру необходимо демонстрировать силу и могущество для поддержания авторитета.
9. Тренеру следует помнить, что когда ученики объединяются в группу, они становятся членами массы, толпы. А толпа не приемлет сомнений, мягкости или нерешительности вождя (тренера).
10. Тренеру обязательно необходимо держать дистанцию между собой и учениками, и всегда пресекать панибратство.
11. Тренеру следует помнить, что при объединении в группу между учениками становится возможным развитие высокой степени конформизма, поэтому любые его задания к выполнению приемов будут восприняты всеми участниками группы достаточно эмоционально и единодушно.
12. При психологическом анализе группы следует помнить, что в объединении людей в массы (феномен группы, массы, толпы) на первый план выходит подсознание, нежели сознание, поэтому при управлении группой следует помнить это, и психолого-педагогическое общение строить с позиции влияния на подсознание, а не на сознание.
13. При групповых занятиях каждый отдельный участник стремиться отождествиться с тренером (с вождем), в котором воплощается его массовый идеал. Поэтому тренеру (вождю) легче проводить групповые занятия, чем индивидуальные.
5.3. Психологические феномены, проявляющиеся при групповых занятиях:
1. Находясь в группе, у учеников происходит мобилизация всех ресурсов организма, поэтому участник группы может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными ранее, т.е. вне группы.
2. Пребывание в составе группы накладывает особый психологический отпечаток, проявляющийся в том, что участники группы начинают пребывать в измененных (трансовых или полутрансовых) состояниях, а значит становятся способны и на нетипичные для них раннее формы поведения, пребывая в ином психоэмоциональном состоянии, чем вне группы.
3. Группа подчиняется ритму.
4. Группе необходимо какое-то действие.
5. В группе все становятся едины, несмотря на социальное положение и проч.
6. В группе можно отвлечься от забот и хлопот, что тоже бессознательно предрасполагает учеников к объединению в группу.
7. При нахождении в составе группы у учеников происходит снижение способности рациональной переработки воспринимаемой информации.
8. В группе заразительно любое действие. Также сильно развита внушаемость отдельных учеников. Это необходимо учитывать тренеру-психологу при групповой работе.
5.4. Некоторая специфика психологии масс.
Схематично обозначим рассматриваемые пункты.
1. Принципы и законы массовой психологии.
— Основные определения.
— Законы массообразования.
— Основные признаки, свойственные массовому поведению.
— Варианты агрессивного поведения толпы.
— Характеристики преобразований психики в толпе.
— Характеристики вождей массы.
— Масса — как первобытная орда. Теория Фрейда.
2. Способы, средства массообразования
— Феномен возникновения толпы.
— Типы толпы.
— Поведение индивида в толпе.
— Воздействие на толпу.
— Технологии управления массами.
6. Группы. Спортивные занятия.
6.1. Особенности проведения групповых спортивных тренировок по методу боксинг-терапия.
В своей общей направленности групповые занятия строятся в соответствии с принятыми стандартами в проведении спортивных занятий. Однако в данном случае применяется и ряд нововведений, связанных со спецификой спортивной подготовки особой направленности. Основная причина пациентов, выбравших групповой тренинг по методу боксинг-терапия, заключается в возрасте начала занятий и желании тренироваться «для себя». Средний возраст занимающихся в группах по методу боксинг-терапия — 25 лет, т.е. лет на 15 ниже, чем выбравших индивидуальные занятия по методу боксинг-терапия. Но и в 25 для традиционных занятий по боксу слишком много (в этом возрасте или раньше спортсмены уже заканчиваются свои спортивные выступления).
Каков общий психологический портрет пациента группового тренинга? Возраст около 25 лет. Раньше никаким спортом не занимались (т.е. и технико-тактическая и физическая подготовка практически нулевая). Основная причина, из-за которой пришли в спортивный зал — желание научиться постоять за себя и стать более уверенными (т.е. в данном случае причина напоминает общую для пациентов, выбравших такой психотерапевтический метод как боксинг-терапия).
В связи с вышеизложенными особенностями пациентов строится и работа с ними.
6.2. Некоторые особенности занятий по методу боксинг-терапия. Спортивное направление:
1. Нагрузка не должна быть максимальной или соревновательной.
2. По времени продолжительность групповой тренировки в спортзале (вместе с разминкой и заминкой) по методу боксинг-терапия составляет в среднем 50-65 минут в летнее время, и может быть повышена до 80-90 минут в зимнее время. В неделю рекомендуется два занятия (с интервалом между занятиями 2-3 дня).
3. Интенсивность групповой тренировки зависит от учебно-тренировочного плана.
4. Отработка приемов (ударов, защит, комбинаций) в парах проходит в боксерских перчатках (как и в традиционном спортивном направлении), но при этом все удары ограничены по силе воздействия.
5. Спарринги являются обязательным компонентом тренировок, но ограничены по силе воздействия.
6. Спарринги и отработка в парах начинаются уже на первом занятии. При этом по возможности новичок ставится с учеником, который уже отходил какое-то время на занятия. Таким образом во время тренировок более опытный спортсмен подправляет технику ударов и защит новичка, и тем самым достигается дополнительный эффект при занятиях (в т.ч. и эффект психологического плана т.к. снимается барьер психики в виде страха перед ударами).
7. Одновременно с учебно-технической подготовкой внимание уделяется и физической подготовке.
8. Еще в 1926 году В.Арцишевский отмечал, что основы техники боя в боксе одинаковы для каждого, но детали техники каждый должен варьировать по-своему, сообразуясь со своими физическими данными, характером и темпераментом.
6.3. Примерная схема тренировки выглядит следующим образом:
1 вариант:
— Разминка; —Отработка в парах; —Заминка.
2 вариант:
— Разминка; —Отработка приемов перед зеркалом; —Отработка на спортивных снарядах (боксерские мешки и груши); —Заминка.
3 вариант: (комбинируется, исходя их следующих компонентов):
— Разминка; —отработка приемов перед зеркалом; —отработка приемов с партнером; —отработка приемов на спортивных снарядах; —заминка (выполнения силовых упражнений с собственным весом или с тяжестями).
Рекомендуется, чтобы каждая тренировка отличалась от другой и была направлена на решение каких-либо задач (технических, тактических, физических).
Каждое отдельное занятие подразделяется на три части: подготовительную (разминка), основную (учебная тренировка по боксу) и заключительную (заминка). Разберем подробней.
6.4. Особенности построения отдельных занятий:
1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заминка.
6.5. Основы методики преподавания:
1. Принцип наглядности.
2. Принцип доступности
3. Принцип систематичности и регулярности.
4. Принцип последовательности.
5. Принцип прочности знаний и навыков.
6. Принцип индивидуального подхода к занимающимся.
6.6. Основные способы преподавания приемов:
1. Целостный метод.
2. Расчлененный метод.
3. Исправление ошибок.
4. Использование примеров.
5. Применение подготовительных упражнений.
6.7. Последовательность обучения навыкам по методу боксинг-терапия:
1. Ознакомление.
2. Разучивание.
3. Закрепление.
4. Совершенствование.
6.8. Основные методы обучения:
— Показ.
— Объяснение.
7. Некоторые особенности физиологии движений.
— Закономерности высшей нервной деятельности (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н.Е.Введенский, А.А.Ухтомский, Д.Н.Узнадзе, А.Р.Лурия, Б.Г.Ананьев и др.)
— Доминанта, установка, условный рефлекс, сенсорные сигналы, нейроны, афферентные связи и т.п.
— Теория мозга (левое и правое полушария, межполушарная ассиметрия и т.д.).
— Формирование навыков при овладении техникой движений (Н.А.Бернштейн).
— Принцип сенсорных коррекций (Н.А.Фомин, Ю.Н.Вавилов), роль утомления и т.п.,
8. Некоторые рекомендации тренерам-психологам по методу боксинг-терапия:
(или на что тренеру следует обратить внимание в обучении)
— Рекомендации (А.И.Булычев, Г.О.Джероян, М.Н.Романенко, Е.И.Огуренков, В.Арцишевский, А.И.Степанов, К.В.Градополов, М.И.Перельман).
9. Некоторые рекомендации ученикам при тренировках по методу боксинг-терапия, или Памятка ученику.
— Рекомендации (С.А.Зелинский).
— Рекомендации (Г.О.Джероян, М.Н.Романенко, В.Арцишевский, А.И.Степанов, К.В.Градополов, Ф.Батлер).
10. Психологическое направление индивидуальной работы.
В работе с пациентами по методу боксинг-терапия следует учитывать, что подавляющее большинство учеников, выбравших индивидуальный тренинг — владельцы собственного бизнеса или топ-менеджеры крупных компаний, а значит люди, финансово обеспеченные и наделенные властными полномочиями. Специфика их профессиональной деятельности формирует соответствующие установки в психике. Однако эти установка больше сознательные, нежели бессознательные. Потому что всегда у таких лиц имеются более сильные установки, базирующиеся в подсознании, и оказывающие влияние на мысли и поведения данного человека. Именно более старые (и более прочные) установки послужили причиной того, что эти люди пришли к занятиям боксинг-терапией. Поэтому в работе с этими учениками необходимо опираться на бессознательное психики, т.е. на подсознание.
В данном разделе мы рассматриваем следующие положения:
— Определение и характеристики сознания.
— Основные закономерности функционирования сознания.
— Структура психики (подсознание, цензура психики, архетипы, паттерны поведения и т.п.)
— Личное и коллективное бессознательное.
— Теории Фрейда, Юнга, Хорни и др. о бессознательном психики.
В психологической работе с контингентом по методу боксинг-терапии следует выбрать одно из двух основных направлений управления психикой: директивное внушение или скрытые команды. В рассмотрении этих двух разделов психологического воздействия мы рассматриваем следующие положения:
1. Внушение.
— Роль и место внушения в жизни человека.
— Теории внушения классиков нейрофизиологии и гипнологии (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, Ю.В.Каннабих, К.И.Платонов, А.М.Свядощ и др.)
— Краткие основы нейрофизиологии (нервная системы, полушария, доминанта, условный рефлекс, установка и т.д.; особенности внушения как психофизиологического процесса; структура мозговой регуляции психической деятельности).
— Виды внушения (прямое и косвенное, условия возможности и невозможности внушения, характеристики и особенности индивидуального и группового внушения).
— Психофизиологические процессы внушения (внушение, согласие, сопротивление, контрнаступление).
— Внушение в состоянии сна.
— Вера и внушение.
— Психофизиологические состояния повышения внушаемости.
— Внешние условия, способствующие внушению.
— Признаки погружения в транс. (по С.А.Горину, 1995).
2. Контрвнушение.
— Основные понятия.
— Виды контрвнушаемости. (по В.Н.Куликову, 1974).
3. Тесты на внушаемость.
4. Самовнушение.
11. Теория гипноза.
1. Теория гипноза.
— определение, основные теории гипноза, взгляды на гипноз современных ученых.
— два основных направления гипноза: классический (клинический, лечебный, Павловская школа) и современный (гипноз наяву, эриксонианский подход). Определение, характеристики.
— суггестивные факторы наступления гипнотического состояния.
— основные правила гипноза.
2. Стадии гипноза.
— три стадии (легкая, средняя, глубокая; предварительная стадия — суггестия).
— стадии и степени глубины гипнотического сна (классификация Е.С.Каткова, 1957)
— стадии глубокого гипноза по Э.Хилгарду.
— свойства глубокого гипноза (амнезия, анальгезия, гипермнезия, анестезия).
— феномены психики в последней стадии гипноза, сомнамбулической (по С.Ю.Мышляеву, 1993).
— методы определения глубины гипнотического транса (по Кондрашову)
3. Виды гипноза.
— виды и направления гипноза (лечебный, эриксонианский, гипноз наяву, и т.п.)
— гипноз наяву по С.Горину.
— семишаговая модель суггестивного воздействия на психику человека М.Эриксона.
— психоаналитическая теория гипноза.
4. Методы воздействия при гипнозе. (по И.И.Буль, 1974).
— слуховой анализатор;
— зрительный анализатор;
— кожный анализатор.
1.5. Антисуггестия и контрвнушаемость.
1.6. Самогипноз.
— Определения, основные характеристики.
12. Теория манипулирования.
1. Основные положения теории манипулирования.
— бессознательные психические процессы
— манипулирование — как фактор предрасположенности психики.
— качества, способствующие подверженности манипулятивному воздействию.
— основные последствия воздействия на психику.
— современные методики манипулирования.
— способы противодействия манипуляциям.
2. Прикладные психоаналитические технологии манипулирования.
— психоаналитическая теория манипулирования.
— теория сублиминального воздействия.
— невроз — как основа манипулирования.
— провоцирование невротической симптоматики (депрессия, чувство вины, проч.).
— механизмы воздействия на психику с целью провокации базовых инстинктов.
— теория невротических защит психики.
— характеристики основных защитных механизмов психики (вытеснение, проекция, сублимация и т.п.)
13. Общие рекомендации в работе тренера-психолога.
Перед началом работы с учеником по методу боксинг-терапия необходимо помнить, что у каждого человека существует:
1) Сознательная причина его начала занятий.
2) Бессознательная причина для начала занятий.
3) Детский комплекс.
4) Есть какой-либо комплекс (а то и не один), сформированный в течении сознательной жизни.
5) Есть тайное желание.
6) Существует бессознательное желание кому-нибудь подчиниться.
7) Существует бессознательное желание получить одобрение того, что он добился в жизни (как бизнесмен, например, хотя обычно пациенты помимо бизнеса и финансовой обеспеченности хвалятся женами, любовницами, машиной, странами, где побывал, и т.п.).
14. Некоторые психологические приемы для повышения качества работы тренера-психолога.
Для повышения качества терапевтической помощи и в целях успешной обучаемости учеников-пациентов, тренер-психолог должен обратить внимание на использование в своей работе некоторых психологических приемов, а равно для защиты, при использовании манипуляциями, направленными на себя..
Данные психологические приемы представлены в трех блоках.
14.1. Психологические приемы С.А.Зелинского.
14.1.1. Манипуляции сознанием (С.А.Зелинский, 2003).
1) Провокация подозрения.
2) Ложная выгода противника.
3) Агрессивная манера ведения разговора.
4) Мнимое непонимание.
5) Ложное соглашательство.
6) Провокация на скандал.
7) Специфическая терминология.
8) Использование эффекта ложного подозрения в ваших словах.
9) Ссылка на «великих».
10) Формирование ложной глупости и неудачливости.
11) Навязывание мыслей.
12) Недоказанность, с намеками на некие особые обстоятельства.
13) Мнимая невнимательность.
14) Принижение иронии.
15) Ориентированность на плюсы.
14.1.2. Способы манипулирования психическим сознанием человека (С.А.Зелинский, 2008).
1) Ложное переспрашивание, или обманчивые уточнения.
2) Нарочитая поспешность, или перескакивание тем.
3) Стремление показать свое безразличие, или псевдо-невнимательность.
4) Ложная ущербность, или мнимая слабость.
5) Ложная влюбленность, или усыпление бдительности.
6) Яростный напор, или непомерный гнев.
7) Быстрый темп, или неоправданная спешка.
8) Излишняя подозрительность, или вызывание вынужденных оправданий.
9) Мнимая усталость, или игра в утешение.
10) Авторитетность манипулятора, или обман власти.
11) Оказанная любезность, или плата за помощь.
12) Сопротивление, или разыгрываемый протест.
13) Фактор частности, или от деталей к ошибке.
14) Ирония, или манипуляции с усмешкой.
15) Перебивание, или уход мысли.
16) Провоцирование мнимости, или надуманность обвинений.
17) Заманивание в ловушку, или мнимое признание выгоды оппонента.
18) Обман на ладони, или имитация предвзятости.
19) Намеренное заблуждение, или специфическая терминология.
20) Навязывание ложной глупости, или через унижение к победе.
21) Повторяемость фраз, или навязывание мыслей.
22) Ошибочное домысливание, или недоговоренность поневоле.
23) Мнимая невнимательность.
24) Скажи «да», или путь к согласию.
25) Неожиданное цитирование, или слова оппонента в качестве доказательства.
26) Эффект наблюдения, или поиск общих черт.
27) Навязывание выбора, или изначально верное решение.
28) Неожиданное откровение, или внезапная честность.
29) Внезапный контраргумент, или коварная ложь.
30) Обвинение в теории, или мнимое отсутствие практики.
14.1.3. Психологические приемы манипулятивной подачи информации. (С.А.Зелинский, 2009).
1) Подача информации на фоне незаинтересованности.
2) Подача информации на фоне транса.
3) Подача информации на фоне эмоционального возбуждения объекта.
4) Подача информации на фоне благодетели.
5) Подача информации на фоне доверия.
6) Подача информации на фоне предварительного совместного участия в каком-либо деле, мероприятии, испытании, и проч.
7) Подача информации на фоне предварительного поручительства влиятельного лица.
8) Подача ложной информации на фоне правдивой.
9) Подача информации на фоне предварительной «подстройки» к настроению объекта.
10) Подача информации на фоне 100% невозможности проверить факты из преподносимой информации.
11) Подача информации на фоне предварительно сформированного доверия со стороны объекта.
12) Подача информации на фоне исключительной веры в собственные слова.
13) Подача манипулятивной информации на фоне общей информации, с необходимым выделением «нужной» для запоминания информации голосом, паузой и проч.
14) Подача информации на фоне предугадывания момента к подаче нужной вам информации.
15) Подача информации на фоне оказания (после оказания) помощи объекту.
16) Подача информации на фоне предварительного вызывания у объекта восхищения, симпатии.
17) Подача информации на фоне предварительной поддержки объекта в каких-то вопросах (т.е. сочувствия ему, понимания, и т.д.)
18) Подача информации на фоне раннего успешного сотрудничества в каком-либо деле.
19) Подача информации на фоне установления схожести взглядов на те или иные вопросы (жизни, профессии, вопросах истории, политики, спорта, проч.).
20) Подача информации на фоне выявления слабости (а значит и уязвимости) объекта.
21) Подача информации на фоне предварительной инициированности «преступления» (шантаж компроматом).
22) Подача информации на фоне предварительного формирования у объекта чувства спокойствия и расслабленности.
23) Подача информации на фоне провоцирование у объекта интереса к вам.
24) Подача новой информации на фоне схожести с уже имеющейся инфо у объекта.
25) Подача информации на привычном для объекта языке (сленге).
26) Подача информации на фоне якобы заботы об объекте.
14.2. Рекомендации по работе с пациентами, имеющий высокий социальный статус.
В работе с такими пациентами следует руководствоваться следующими вводными:
1) Эти люди привыкли, что им подчиняются другие.
2) Они приходят учиться сами, на нашу спортивно-тренировочную базу (это играет определенную роль, так как в новой и незнакомой обстановке человек бессознательно ведет себя иначе, нежели в привычном месте).
3) Выбрав подчинение тренеру в процессе занятий боксинг-терапией, эти люди во чтобы то ни стало будут стремиться строго выполнять все указания тренера — чтобы быстрее научиться, а значит и освободиться от опеки тренера-психолога. Их подчинение в данном случае носит вынужденный и временный характер. Минус в работе с такими пациентами что они не будут заниматься очень долго, но неоценимый плюс — что вы получаете очень благодарных учеников, за счет чего процесс обучения значительно сокращается.
14.3. Психологические приемы и правила, используемые в работе тренера-психолога.
1. Уметь выслушивать и поддерживать разговор.
2. Действовать в соответствии с мотивацией ученика.
3. Строить свое воздействие в соответствие с типом личности ученика.
4. Выбор правильного момента для ввода установок в подсознание ученика.
5. Обязательно (особенно на начальном этапе работы с индивидуальными учениками или малым опытом тренера-психолога) добиваться, чтобы во время тренировки не было никого, кроме вас и вашего ученика.
6. Внешность, интеллект, кругозор.
7. Не спорьте.
8. Смотрите на себя «глазами пациента».
9. Показывайте, что вы не замечаете неудач ученика или его комплексов.
10. Заканчивайте тренировку позитивом.
11. Общаться «на языке» пациента.
12. Эмоциональная реакция.
13. Чаще соглашайтесь и хвалите.
14. Следить за реакцией ученика.
15. Не давайте ученику управлять вами.
16. Помните, что ученик с высоким уровнем тревожности и невротизма всегда охотно обсуждает свои слабости и недостатки.
17. Следует исключать в общении с учеником:
а) Любые извинения и выказывания признаков неуверенности с вашей стороны (для пациента вы «бог», поэтому ведите себя соответствующим образом).
б) Любое проявление неуважения к пациенту (иначе это еще больше усугубит его невротичность психики).
в) Любое психологическое давление на пациента (иначе он замкнется в себе и произойдет потеря раппОрта).
14.4. Психологические особенности общения в работе тренера-психолога.
В данном разделе рассматриваются следующие положения:
1. Психо-технологии эффективного общения
1.1. Особенности восприятия человека.
— Особенности общения человека с внешним миром.
— Методика психопрограммирования и способы воздействия.
1.2. Способы воздействия.
— действия при убеждении;
— основные рекомендации;
— выбор места, окружения и момента;
1.4. Правила общения.
— правила вхождения в разговор;
— построение разговора;
— рекомендации для установки ритма разговора и порядка предъявления аргументов;
— приемы нейтрализации доводов объекта;
— секреты ведения переговоров;
— методы убеждения;
— правила завершения разговора;
1.5. Подготовка.
— сбор информации;
— этап предварительной подготовки;
— особенности установления контакта;
2. Манипулирование.
2.1. Манипулирование фактами.
2.2. Способы располагать к себе людей.
— способы убеждения;
— способы изменить мнение человека.
3. Гипногенные контакты.
3.1. Правила.
3.2. Цели.
3.3. Механизмы воздействия.
— фазы взаимодействия с объектом;
— правила закрепления контакта;
— инсценировка способов установления контакта;
— основные правила воздействия.
3.4. Особенности сбора информации об объекте.
— особенности интерпретации психологических особенностей личности;
— переписка и особенности почерка;
— анализ действия в ситуациях;
— анализ демонстрации поведения;
4. Жесты.
— характеристики бессознательных реакций тела;
— анализ психического состояния по жестам;
— основные правила анализа;
— жесты и мысли: психологический анализ;
— особенности речи для определения скрытых мыслей человека;
— анализ скрытых мыслей по позам;
— анализ реакций человека в ответ на ваши слова или действия.
5. Страх при контактах..
— механизмы возникновения.
— особенности провоцирования.
— основные последствия.
15. Аутотренинг, или психическая саморегуляция.
1. Теория саморегуляции и самокодирования.
1.1. Психические состояния.
1.2. ИСС, транс, самогипноз, аутосуггестия, самопрограммирование.
1.3. Основные теории и техники аутотренинга, саморегуляции, самокодирования.
1.4. Кодирование и самокодирование.
1.5. Медитация.
2. Техника саморегуляции и самокодирования.
2.1. Техника аутотренинга по Й.Шульцу.
2.2. Модификации аутогенной тренировки (техника идеомоторно-суггестивного погружения в глубокий транс и техника глубокого транса и сенсорного восприятия (визуализации) по С.А.Зелинскому.)
16. Примеры из практики.
Рассматриваем конкретные примеры из нашей 18-ти летней тренерской практики по методу боксинг-терапия[35].
17. Заключение.
Общий вывод: На сегодняшний день метод Боксинг-терапия (Boxing-терапия) С.А.Зелинского является одним из лучших современных направлений психотерапии, когда в результате развития сознательно-бессознательной саморегуляции и физического совершенствования улучшается психическое состояние.
Источники
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2. 1980.
2. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М. 1968.
3. Алексеев А.В. Психомышечная тренировка // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. Т. 1985. С.119-125.
4. Ассаджоли Р. Психосинтез. М. 1997.
5. Ахмедов Т. И., Жидко М. Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. М. 2001.
6. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М. 2003.
7. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.1990
8. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М. 1994.
9. Бехтерев В. М. Гипноз, внушение, телепатия. М. 1994.
10. Беккио Ж., Росси Э. Гипноз 21 века. М. 2003.
11. Бэндлер Р., Гриндер Д. Наведение транса (использование методик гипноза в НЛП). М. 1995.
12. Бэндлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. М. 1995.
13. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М. 1996
14. Блуммер Г. Коллективное поведение//Психология масс. Самара. 1998.
15. Брэг Р. Гипноз. Самоучитель. Таганрог. 1992.
16. Буль П.И. Основы психотерапии. Л.1974.
17. Буль П. И. Гипноз и внушение. Л. 1975.
18. Бурно М.Е. Аутогенная тренировка: Учеб. Пособие. М.1971.
19. Введенский Н.Е. Избранные произведения в 2 Т. М. 1950.
20. Ворошилов В.В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. СПб. 1997.
21. Волкогонов Д.А. Психологическая война... М. 1983.
22. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб. 2001.
23. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М. 1982.
24. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение общую психологию. М. 1988.
25. Гримак Л.П.. Тайны гипноза. СПб. 2004.
26. Грамши А. Тюремные тетради. Избранные произведения в трех томах. М. 1957.
27. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М. 2002.
28. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. М. 2002.
29. Гогун А. Черный PR Адольфа Гитлера: Документы и материалы. М. 2004.
30. Горин С. А. А вы пробовали гипноз? М. 1994.
31. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М. 1990.
32. Даллес Ален. Директива 20/1 СНБ США от 18 августа 1948 г. www.usinfo.ru/sssr6.php
33. Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. М. 1973.
34. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. 1997.
35. Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. СПб. 2007.
36. Зеленский В. В. Аналитическая психология. Словарь с английскими и немецкими эквивалентами. СПб. 1996.
37. Зиновьев А. А. Собрание сочинений в 10 Т. М. 2000.
38. Зелинский С. А. Анализ массовых манипуляций в России. СПб. 2008.
39. Зелинский С. А. Манипулирование личностью и массами. СПб. 2008.
40. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. СПб. 2008.
41. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб. 2008.
42. Зелинский С. А. Управление психикой посредством манипулятивного воздействия. СПб. 2009.
43. Каннабих Ю.В. История психиатрии. Л. 1928
44. Канетти Э. Масса и власть. М. 1997.
45. Калина Н. Ф. Основы психотерапии. К. 1998.
46. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М. 2007.
47. Караяни А.И. Слухи как средство информационно-психологического противодействия. Психологический журнал, Том 24, № 6, 2003.
48. Карвасарский В. Д. Медицинская психология. Л. 1982
49. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М. 1985.
50. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.1998
51. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. Воронеж. 2000.
52. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. М. 1998.
53. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М. 1989.
54. Кандыба В.М. Криминальный гипноз. В 2 Т. СПб. 2001.
55. Кандыба В.М. Основы гипнологии. В 3 Т. СПб. 1999.
56. Кандыба В. М. Психическая саморегуляция. СПб. 2001.
57. Кон И.С. Социологическая психология. М.1999.
58. Корконосенко С.Г. Теория и практика средств массовой коммуникации. СПб. 1999
59. Крысько В. Г. Секреты психологической войны. Мн. 1999.
60. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. СПб. 2007.
61. Кроль В.М. Психология и педагогика. М. 2004.
62. Куттер П.. Современный психоанализ. СПб. 1997.
63. Куликов В. Психология внушения. Иваново. 1978.
64. Лайнбарджер П. Психологическая война. М. Воениздат. 1962.
65. Лебон Г.. Психология народов и масс. СПб. 1996.
66. Ленин В.И. Полн. собр. соч. в 55 Т. М.1958.
67. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.1990.
68. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб. 2001.
69. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.1977.
70. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М. 2000
71. Литвиненко А.В. Специальные информационные операции и пропагандистские кампании. Киев. 2000
72. Лобзин В. С, Решетников М. М. Аутогенная тренировка: Справочное пособие для врачей. Л. 1986.
73. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. СПб. 2006.
74. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.1973.
75. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. 2003.
76. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. 1999.
77. Маркс К. и Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. М. 1960.
78. Медведев В. А. Сны о России. Психоанализ российской действительности и русской судьбы. В 2 Т. СПб. 2004.
79. Мессинг В. О самом себе. М. 1965.
80. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М 1996.
81. Мышляев С.Ю. Гипноз. Нижний Новгород. 1993.
82. Московичи. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.1996.
83. Назаретян А.П.. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. СПб. 2003.
84. Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология: Учебное пособие СПб. 2008.
85. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М. 2000
86. Ольшанский Д.В. Психология масс. М. 2001
87. Ольшанский Д.В. Лидеры массы. Политическая психология. М. 2002.
88. Павлов И. П. Избранные работы по физиологии высшей нервной деятельности. М. 1950.
89. Панарин И.Н. Официальный сайт. http://www.panarin.com/
90. Паулсен Т.Б. Харизматическая пропаганда как инструмент манипулирования обществом. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва. 2002.
91. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.1992
92. Проект Россия. В 2 Т. М. 2006, 2007.
93. Почепцов Г. Г. Как «переключают» народы. Психологические/ информационные операции как технологии воздействия на массовое сознание в ХХ веке. Киев. 1998
94. Психотерапия / Под. Ред. Б.Д.Карвасарского. СПБ. 2000.
95. Платонов К.И. Гипноз и внушение. 1925.
96. Поршнев В. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М. 1974.
97. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. СПб. 2005.
98. Райх В. Психология масс и фашизм. М. 2004
99. Райков В.Л. Гипнотическое состояние как форма психического отражения. 1982.
100. Райков В.Л. Психические резервы личности в гипнозе. 1970.
101. Ронин Р. Своя разведка. Мн.1998
102. Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Гипноз от древности до наших дней. М. 1987.
103. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня. Психологический журнал. Т. 11. № 5. 1990.
104. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. М. 1989.
105. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии.1999.
106. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М. 2007.
107. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н.Засурского. М. 2001.
108. Свядощ А.М. Неврозы. М. 1982.
109. Социальная психология / Отв. ред. А.Л.Журавлев. М. 2002.
110. Социальная психология. Краткий очерк. Под общ. ред. Предвечного Г. П. и Шерковина Ю. А. М., Политиздат. 1975.
111. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М. 1999.
112. Такман Б.У. Психология детства и педагогика. 2002.
113. Тарасов К.А. Насилие в фильмах: катарсис или мимесис? Российская наука: "Природой здесь нам суждено..." Под ред. акад. В. П. Скулачева; М. 2003.
114. Томэ Х„ Кэхеле X. Современный психоанализ: В 2 т. М. 1996.
115. Шерковин Ю.А., Назаретян А.П. Слухи как социальное явление и как орудие психологической войны. Психологический журнал, том 5, № 5, 1984.
116. Шерток Л. Гипноз. М. 1992.
117. Федоров А. В. Критический анализ медиатекста, содержащего сцены насилия, на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории (на примере фильма «Груз 200»). Журнал «Медиаобразование». Москва. 2007. № 4.
118. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог. 2004.
119. Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб. 2003.
120. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн. 2003.
121. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. СПб. 2003.
122. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн. 2003.
123. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. СПб. 1997.
124. Фрейд З. Несколько замечаний по поводу понятия «бессознательное». Основные психологические теории в психоанализе. Мн. 2004.
125. Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет: В 2 т. Тбилиси. 1991.
126. Фрейд З. Художник и фантазирование. М. 1995.
127. Фрейд З. Толкование сновидений. М. 2007.
128. Фрейд З. Я и Оно. М. 1990.
129. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М. 1999.
130. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М. 2004.
131. Фортунатов А.Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход. Курс лекций. Нижний Новгород. 2007.
132. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб. 2001.
133. Хорни К. Собрание сочинений: В 3 т. М. 1997.
134. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика: Ист.-филос. очерк. М. 2001.
135. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М. 1966.
136. Ухтомский А. А. Избранные труды. Л. 1978.
137. Эриксон М. Гипноз: В 3 т. Харьков. 1994.
138. Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб. 2000.
139. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб. 1997.
140. Юнг К. Г. Аналитическая психология. М. 1995.
141. Юнг К. Г. Архетип и символ. М. 1991.
142. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Мн. 2003.
143. Юнг К. Г. Тевистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. М.; Киев. 1998.
144. Ясперс К. Общая психопатология. М. 1997.
145. Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. М. 2007
С.А. Зелинский, июнь 2009.